Кузьмина Ирина Михайловна

Рабочая программа

Раздел I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка. 3

1.1 Принципы и подходы реализации программы 3

1.2 Цель и задачи реализации программы 4

1.3 Содержание психолого-педагогической работы 5

1.4 Возрастные особенности развития детей 5-6 лет. 6

2. Планируемые результаты освоения Программы - целевые ориентиры 8

Раздел II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть Программы.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями

развития и образования детей

16

2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 16

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие» 20

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие» 26

2.1.4. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» 29

2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие» 34

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы в средней

группе.

2.3. Комплексно – тематическое планирование.

37

50

2.4. Взаимодействие педагога с родителями детей старшего дошкольного

возраста (от 5 до 6 лет)

54

Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

2.4. Особенности организации образовательного процесса в группе

(климатические, демографические, национально - культурные)

57

Раздел III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Организация жизни и воспитания

детей

3.1. Режим дня в детском саду для детей старшего дошкольного возраста (от

5 до 6 лет)

60

3.2 Особенности организации развивающей предметно-пространственной

среды.

68

3.3. Учебно – методическое обеспечение в старшейгруппегруппе. 70

3

Раздел I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста

(старшая группа). Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155

Министерства образования и науки от 17.10.2013г), на основе Основной образовательной

программы МДОУ с. Звонаревка и, с учтом методических рекомендаций авторского коллектива

примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под

редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Срок реализации данной программы – 1

год.

Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 5 до 6 лет с учетом

их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-

коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-творческому и физическому. Она

представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все

основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в

старшем дошкольном возрасте.

1.1 ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,

обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные

особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о

признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и

направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей,

а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация

знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы ориентировались на комплексное решение задач по охране

жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, развития на основе организации

разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется

игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

Программа строится на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на

научном положении Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за

собой развитие. Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат

успешности воспитания и образования детей.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа

обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки

духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс

приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство,

труд).

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и

образования ребенка от рождения до школы.

Программа:

4

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие

ребенка;

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать

поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса

образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие

качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями

образовательных областей.

основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного

процесса;

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности

дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при

проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с

детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является

игра;

строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными

группами и между детским садом и начальной школой.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определнными

Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования:

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого

ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,

становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание

ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в

различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к

социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование

познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов

возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель и задачи деятельности группы по реализации основной образовательной

программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической

деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное

образовательное учреждение.

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для

полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры

личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными

и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение

безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,

коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-

художественной, чтения.

5

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

1. Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через

организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой,

двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной,

продуктивной деятельности;

2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных

областей;

3. Реализовать формы организации совместной взросло-детской в ходе непосредственной

образовательной

деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах, работе с родителями.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:

забота о здоровье, эмоциональное благополучие и своевременном всестороннем развитии

каждого ребенка;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребнка в период

дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, социального статуса,

психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем

воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,

инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в

целях повышения эффективности образовательного процесса;

творческая организация (креативность) образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать

творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи;

соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;

построение образовательного процесса на адекватных возрасту, формах работы с детьми.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при

систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и

инициативы. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям

зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных

им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги

дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать

счастливым детство каждого ребенка.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Наиболее существенной структурной характеристикой программы «От рождения до

школы» является принцип подачи материала — содержание психолого-педагогической работы

излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные

цели и задачи, содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-

педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри

которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет

6

видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к

выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.

Содержаниепсихолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие

дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям

развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Значимые для

разработки и реализации рабочей программы характеристики - возрастные и индивидуальные

особенности контингента детей старшей группы.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки

позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и

определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и

планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

1.4. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5- 6 ЛЕТ

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое

поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей

и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей,

отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать

подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них

более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты,

связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства,

в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром

оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в

качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.

В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми

разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и

иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения

различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать

статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто

встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными

изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По

рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного

человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта

деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут

заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным

способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой

постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по

условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть

сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный

материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый

материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов;

систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но

и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.

7

Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию —

до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения

объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это

свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников

известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и

при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети

способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта,

указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные

решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные

мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые

возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие

представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также

представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления

о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и

уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме

того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического

мышления.

В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети

группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться

операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при

группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста

способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения

не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и

последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при

условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.

Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут

правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический

слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в

повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части

речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются

синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не

только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности;

структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности,

отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа

обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой

формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие

мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления,

комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение

обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь.

8

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ - ЦЕЛЕВЫЕ

ОРИЕНТИРЫ

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий

разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет

требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов

и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в

виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и

задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той

части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС.

В конце учебного года целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Качества и показатели:

«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

- Антропометрические показатели (рост, вес) в норме;

- владеет в соответствии с возрастом основными движениями;

- проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях;

- выражает желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах;

- пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время);

- умеет самостоятельно выполнять доступные гигиенические процедуры;

- придерживается элементарных правил поведения во время еды, умывания;

- имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости

соблюдения правил гигиены в повседневной жизни;

- знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений;

- имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от

правильного питания, начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.

Любознательный, активный:

- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире

отношений и своем внутреннем мире);

- задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

- любит экспериментировать; - способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в

различных видах детской деятельности);

Эмоционально отзывчивый:

- Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и

историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;

- проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение

к конкретному поступку литературного персонажа;

- понимает скрытые мотивы поведения героев произведения;

9

- игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и

интонационно взятой роли;

- речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные отношения детей,

отличается от ролевой речи;

- может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их

сверстникам и взрослым;

- использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и

антонимы;

- умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на

источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки,

детского спектакля и т.д.);

- проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие

с ответом товарища;

- способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе

первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые

нормы и правила поведения

- Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть

работы будет выполнять;

- если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией

ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает,

доказывает, объясняет;

- понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее;

- может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки

сверстников;

- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице;

- в повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого, пользуется «вежливыми»

словами;

- способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

- соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах

(транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные

возрасту

- Владеет элементарными навыками самообслуживания;

- ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений

(вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, между, рядом с, около и пр.);

- умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что

позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;

10

- способен конструировать по собственному замыслу;

- способен использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач,

строить по схеме, решать лабиринтные задачи;

- проявляет образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов

может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия;

- способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые

отношения не выходят за пределы его наглядного опыта;

- может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;

- умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие;

- способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и

природе

- Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, - где работают

родители, как важен для общества их труд;

- знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому;

- может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;

- знает, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; что Москва–

столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;

- имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями

работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

- Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;

- способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить

небольшое стихотворение;

- умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками;

- умеет работать по правилу и по образцу;

- слушает взрослого и выполняет его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области

«Физическое развитие»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;

- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

11

- умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;

- имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи

взрослых);

- сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки

перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком);

- владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

- имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни

(правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;

- знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания

организма, соблюдения режима дня;

- имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;

- имеет представление о правилах ухода за больным.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

- может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см,

прыгать в длину с места (не менее 80 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;

- умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;

- умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и

горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и

ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет

школой мяча.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

- умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;

- выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;

- умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге;

выполнять повороты направо, налево, кругом;

- участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-

эстафетах.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

- участвует в упражнениях с элементами спортивных игр;

- проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;

- умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;

- проявляет интерес к разным видам спорта.

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области

«Социально –коммуникативное развитие»

Развитие игровой деятельности:

- договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры;

- умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей;

- в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.

12

Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:

- объясняет правила игры сверстникам;

-после просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства

художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки;

- использует «вежливые» слова;

- имеет навык оценивания своих поступков;

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:

- имеет представление о работе своих родителей;

- знает название своей Родины.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для

человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдает элементарные правила

организованного поведения в детском саду. Передача детям знаний о правилах безопасности

дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:

- понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный

переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход»,

«Пункт медицинской помощи»;

- различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»),

объясняет их назначение;

- соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила

дорожного движения;

- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход

«Зебра».

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природыповедения:

-знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного

взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Развитие трудовой деятельности:

- соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит

ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;

- самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;

- самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол,

выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его

результатам:

- доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

- может оценить результат своей работы;

- испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других

деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни

каждого человека:

- владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей,

композиторов;

13

- имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за

их труд;

- бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области

«Познавательное развитие»

Сенсорное развитие:

- различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры;

- различает и называет девять основных цветов и их светлые и темные оттенки;

- различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин

данных параметров.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:

- создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая

детали;

- выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта;

- владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.

Формирование элементарных математических представлений:

- считает (отсчитывает) в пределах 10, правильно пользуется количественными и порядковыми

числительными;

- использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине, ширине, высоте,

толщине);

- ориентируется в пространстве и на плоскости;

- определяет временные отношения.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:

- имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе,

стране;

- классифицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определнным признакам;

- называет времена года, отмечает их особенности, элементарные причинно-следственные

зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды,

взаимодействии человека с природой в разное время года;

- знает и стремится выполнять некоторые правила с правилами поведения в природе.

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Речевое

развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

14

- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя

речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в

различных формах и видах детской деятельности:

- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

- способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;

- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта,

последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные

произведения.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

- дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;

- умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений:

- способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;

- знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров.

Развитие литературной речи:

- способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям;

- способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их

драматизации.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и

эстетического вкуса:

- эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

- называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный

труд:

- создает выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передает

характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;

- знает особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь, сангина);

- лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;

- использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации.

Развитие детского творчества:

- создает многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции;

15

- самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает осваивать новые;

- объединяет разные способы изображения (коллаж);

- варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций;

- использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Приобщение к изобразительному искусству:

- различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура,

декоративно-прикладное искусство);

- выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);

- имеет представление о региональных художественных промыслах.

Развитие музыкально-художественной деятельности:

- различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты);

- может петь плавно, лгким звуком, отчтливо произносить слова, своевременно начинать и

заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента;

- умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера

(колыбельную, марш, вальс);

- способен выполнять танцевальные движения: поочердное выбрасывание ног в прыжке,

полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперд

и на месте;

- ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки;

- самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов;

- умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя

самостоятельность в творчестве;

- исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле).

Приобщение к музыкальному искусству:

- определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), произведения по мелодии,

вступлению;

- различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, виолончель).

16

Раздел II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С

НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Дошкольное образование в МДОУ «Березка» направлено на формирование общей культуры,

развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,

формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей

дошкольного возраста.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в

различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие

определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно - эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Воспитательно-образовательный процесс, строится с учетом контингента воспитанников,

их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации

воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных,

развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи,

избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к

разумному «минимуму».

Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом

интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Содержание работы

ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и

индивидуальных особенностей. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и

личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных

областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с

обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных

образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной

деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей,

так и в самостоятельной деятельности дошкольников. В начале раздела по каждой образовательной

области приводится цитата из ФГОС ДО, обозначающая цели и задачи образовательной области.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в

обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия

ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной

деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства

принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование

позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного

поведения в быту, социуме.

17

Основные цели и задачи для старшей группы:

1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

привычку сообща играть, трудиться, заниматься;

стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие

интересные занятия.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью

относиться к помощи и знакам внимания.

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно

находить для этого различные речевые средства.

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в

группе детского сада, дома.

Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините,

спасибо и т. д.).

Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.).

Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

2. Ребенок в семье и сообществе.

2.1 Образ Я.

Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением

(ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т.

д.).

Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом,

настоящем и будущем.

Расширять традиционные гендерные представления.

Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

2.2 Семья.

Углублять представления ребенка о семье и ее истории.

Учить создавать простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи.

Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.

Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

2.3Детский сад.

Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где

живут дети, участку детского сада и др.

Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.

Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины

таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои

предложения о возможных вариантах оформления.

Подводить детей к оценке окружающей среды.

18

Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями

искусства, рисунками.

Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам.

Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки,

снежинки, веточки с листьями и т. п.).

Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную

жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с

детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.

Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с

родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских

работ).

3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

3.1 Культурно-гигиенические навыки.

Формировать у детей привычкуследить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;

самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.следить за

чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами

(вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;

обращаться с просьбой, благодарить.

3.2. Самообслуживание.

Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем

шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.

Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию,

учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий,

убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

3.3. Общественно-полезный труд.

Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные

трудовые поручения.

Разъяснять детям значимость их труда.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать

необходимые умения и навыки в разных видах труда.

Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.

Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы.

Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и

инструментам.

Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться,

заниматься сообща.

Развивать желание помогать друг другу.

Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности.

19

Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать),

способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость,

целеустремленность в достижении конечного результата.

Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать

игрушки, строительный материал и т. п.

Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать

дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.).

Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол,

приводить его в порядок после еды.

3.4. Труд в природе.

Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и

растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные

растения, рыхлить почву и т. д.).

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке

овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок

природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию

зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к

созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке

рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

3.5. Уважение к труду взрослых.

Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной

значимости.

Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.

Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

4. Формирование основ безопасности

4.1. Безопасное поведение в природе.

Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать

эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения

при грозе.

Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

4.2.Безопасность на дорогах.

Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о

движении транс порта, о работе светофора.

Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и

велосипедистов.

Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка

автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания»,

«Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

4.3.Безопасность собственной жизнедеятельности.

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года

20

(купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).

Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах

поведения во время пожара.

Знакомить с работой службы спасения — МЧС.

Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01»,

«02», «03».

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Учить называть свое имя, фамилию,

возраст, домашний адрес, телефон.

Методы и приемы освоения:

1. Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть,

обобщающая беседа). Словесные приемы (повторное проговаривание, объяснение,

указания,оценка действий).

2. Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,

экскурсии), опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание

картин, рассказывание по картинам)).

3. Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические

упражнения). Игровые приемы (игровое сюжетно- событийное развертывание, игровые

проблемно-практические ситуации, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное

переживание, имитационно моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические

игры).

Принципы: сознательность и активность; наглядность и систематичность,

последовательность; прочность, доступность, научность, связь теории с практикой.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и

познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,

других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего

мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,

пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и

Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных

традициях и праздниках, о планете Земля какобщемдоме людей, особенностях ее природы,

многообразии стран и народов мира.

Основные цели и задачи для старшей группы:

1. Формирование элементарных математических представлений.

1.1. Количество и счет.

Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов

разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);

21

разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым

множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше

целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения

элементов (предметов) один к одному; большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5

до 10 (на наглядной основе).

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств;

получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему

количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если

к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то

станет по 7, поровну»).

Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).

Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10).

Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по

образцу и заданному числу (в пределах 10).

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?»,

«Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах,

состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и

сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).

Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния

между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева

направо, с любого предмета).

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном

материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

3.2. Величина.

Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты,

ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем

(убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и

соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая —

немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех

остальных лент» и т. д.

Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью

третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже),

толще (тоньше) образца и равные ему.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно

разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что

целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

3.3. Форма.

Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником

22

Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и

прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по

форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги,

картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки —

круглые и т. д.

Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

3.4. Ориентировка в пространстве.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл

пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа,

между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в

соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.

п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей

и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное

расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади —

мишка, а впереди — машина». Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху —

внизу, в середине, в углу).

3.5. Ориентировка во времени.

Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было

раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой

будет завтра.

4. Развитие познавательно-исследовательской деятельности

4.1 Познавательно-исследовательская деятельность.

Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов

с помощью

специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.

Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между

системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных

действий.

Способствовать самостоятельному использованию действий

экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его

исследования.

Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым

алгоритмом.

Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с

помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-

исследовательской деятельности.

4.2. Сенсорное развитие.

Развивать восприятие, умение выделят

23 февраля 2018 в 09:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.