Кузьмина Ирина Михайловна

занятия-экскурсии "В мире сказок и былин"

Занятие - экскурсия «В мире сказок и былин».

Цель. Повышение художественно- творческой активности детей при восприятии былинных и сказочных героев, изображенных на картинах.

Репродукции картин. К. Е. Маковский «На попечении у бабушки», В.М. Васнецов «Богатыри», В.М. Васнецов «Гусляры», В.М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке», В.М. Васнецов «Аленушка», М.А. Врубель «Царевна-Лебедь».

Словарь. Колорит, сказочно-былинный жанр, передний и задний план, образ.

Оборудование и материалы. Музыкальный центр, мультимедийный проектор.

Мотивационная ситуация. «Картина закрытая синей тканью».

Ход занятия-экскурсии. Помещение делиться на галерейную зону с посадочными местами для детей и игровую зону, на экране синий квадрат. Дети садятся лицом к экрану.

Педагог предлагает высказать предположения о том, на что это похоже, и дождавшись ответа: «Картина закрытая синей тканью», показывает слайд – Картина Константина Егоровича Маковского «На попечении у бабушки». Затем следует беседа с использованием следующих вопросов: кто изображен на живописном произведении? Где находятся эти люди? Кто из них младше всех? Кто из них старше всех? Кем они друг другу приходятся? Что делает бабушка? Что делают дети? По окончании беседы педагог обращает внимание

ребят на детали. Обстановка комнаты близка к сказочной. На заднем плане, на красном ковре , изображена прекрасная сказочная героиня – птица с головой девушки, птица Феникс. Одежда детей отличается от современной: на мальчике – рубаха, подпоясанная ремешком, высокие сапоги с узором; одна из девочек в короне. Бабушка одета в яркий халат, на голове кокошник – головной убор, в ее руках нет книги: это значит, что сказку она знает наизусть.

Педагог сообщает название экскурсии «В мире сказок и былин» и предлагает детям предположить, что изображено на следующих произведениях. Выслушав ответы, вспоминают русские сказки и былины.

Педагог обращает внимание на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» Полотно художника Васнецова относится к сказочно-былинному жанру живописи. На ней изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – знаменитые герои народных былин.

Слово былина означает то, что было на самом деле. Вот и образ Ильи Муромца написан художником с реального человека, который известен как защитник земли Русской и славится ратными подвигами.

Могучий воин предстает перед зрителем восседающем на мощном коне с массивной металлической цепью вместо упряжки. Зоркий взгляд, острое копье, крепкий щит говорят о его готовности ринуться в бой.

Не отстанут от него и два других богатыря. По правую руку от Ильи Муромца на белом коне сидит Добрыня Никитич. И хотя по

народным преданиям с ним связано много чудес, например,, заговоренная броня на его плечах, волшебный меч-кладенец, был он все же человеком образованным и мужественным, славился умом своим да грамотными речами, и в бою смел, и на пиру весел. Таким и изобразил его В.М. Васнецов – величавым, с тонкими, благородными чертами лица, решительно вынимающим меч из ножен.

Слева от Ильи Муромца на коричневом скакуне – Алеша Попович, сын ростовского священника. По сравнению с другими богатырями он более хрупкого телосложения, брал в сражении не силой, а смекалкой да хитростью. В руках Алеша держит лук со стрелами, к его седлу прикреплены гусли (струнный музыкальный инструмент). Когда богатыри останавливались, для того чтобы отдохнуть, Алеша играл им свои замечательные мелодии.

В те далекие времена гусли были неотъемлемой частью жизни народа, под их звучание и работали, и отдыхали, и былины сказывали, и танцевали. Человека, умеющего играть на гуслях, называли гусляром.

Педагог открывает картину В.М. Васнецова «Гусляры». Сюжет ее навеян сказкой Александра Николаевича Островского «Снегурочка» и повествует о певцах и рассказчиках, живущих в Древней Руси.

В центре композиции – трое гусляров: светловолосый юноша, мужчина постарше и старец с седыми волосами и длинной седой бородой. Они изображены сидящими на скамье внутри избы. Пальцы их рук старательно перебирают струны, а из уст гусляров льется песнь. Позади них – полукруглый оконный проем без стекла. Несложно представить, как разливается по просторам величавый

напев гусляров. Педагог включает фрагмент песни «Что не три горы», обращает внимание детей на то, как музыка помогает услышать картину, а картина – увидеть музыку.

После прослушивания музыкального произведения педагог приглашает детей в игровую зону и предлагает поиграть в дидактическую игру «Испорченный телефон». Дошкольники встают в круг. Педагог называет рядом стоящему ребенку на ухо имя сказочного героя. Сказанное слово передается по цепочке таким образом, чтобы его не слышали другие игроки. Как только слово доходит до педагога, его озвучивают. Игра считается оконченной в том случае, если слово не изменилось.

В рамках экскурсии рекомендовано играть в эту игру не более двух раз. По окончании дети возвращаются в галерейную зону и продолжают просмотр картин.

Полотно Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». В основу сюжета легла русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Художник показывает зрителю напряженный момент, когда Иван-царевич и Елена Прекрасная спасаются от погони. Их спаситель – огромных размеров волк. Он, не зная усталости, одним махом перескакивая через топкое болото, вырывается из непроходимого леса. Мощные стволы вековых дубов остаются позади сказочных героев.

Для передачи состояния опасности преследования В.М. Васнецов использовал в изображении деревьев и болота краски темных тонов, а ощущение светлых чувств и веры в счастливый финал художник передал светлой гаммой, выделив фигуры Ивана-

царевича, Елены Прекрасной и поместив на передний план цветущую яблоню.

Образы главных героев отражают эмоциональный настрой и сказочность сюжета. На Елене – шелковое платье бирюзового цвета, головной убор украшен драгоценными камнями. На ее лице видна усталость от долгой дороги, ее поза указывает на доверительное отношение к царевичу. Иван одет в кафтан, расшитый золотом, на голове – шапка с меховой опушкой, через плечо меч. Его зоркий взгляд устремлен вдаль, руки крепко обнимают девушку; всем своим видом он показывает, что несет ответственность за происходящее.

Далее педагог предлагает рассмотреть картины Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка» и Михаила Александровича Врубеля «Царевна-лебедь» в сравнении. Вопросы детям: чем произведения похожи? Чем отличаются? При сравнении двух полотен рекомендуется подводить ребят к выявлению, наряду с другими, таких признаков различий, как цветовая гамма, композиция, и сходства – настроение, природа. Выслушав высказывание детей, педагог рассказывает о картинах.

Полотно «Аленушка» написано по сюжету русской народной сказки «О сестрице Аленушке и братце Иванушке».

Девушка, сидящая на камне, на берегу заросшей речки, привлекает зрителя своей простой красотой. В грустных глазах можно прочитать всю глубину ее переживаний: печаль и одновременно с этим мечты о счастливом времени, которое когда-нибудь наступит, девичьи грезы и тоску по брату. Общее настроение картины – глубокой печали – усиливают образы

природы. Позднее лето. Ровная гладь темного озера, зеленый камыш, серые камни, словно дорожка в воду, спокойно стоящие молодые осины и сосны с заметно отросшими за лето верхушками. На первый взгляд кажется, что в картине нет не звука, ни движения, но стоит присмотреться, как взору предстает плавное движение опавших листьев по воде, а слух улавливает щебет ласточек, сидящих на ветке.

В основу картины «Царевна-Лебедь» Михаила Александровича Врубеля положен сценический образ героини оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Темнота вокруг Царевны-Лебеди сгущается. И лишь она сама, ее перламутровое оперение, серебряное кружево и корона-кокошник сверкают в лучах заходящего солнца. Ее одеяние-крылья почти сливаются с проблесками вечерней зари. Вокруг шумит море. Плеск волн зрительно ощутим. Царевна-Лебедь возникла из воды, ее крылья распластаны над водной гладью, почти растворяются в ней. Она устремилась вдаль, и только поворот головы, прощальный взгляд прекрасной Лебеди говорит о ее желании остаться – остаться человеком.

Итог. По окончании экскурсии педагог предлагает к репродукциям ближе и детально их рассмотреть. Во время просмотра рекомендуется задавать детям вопрос, направленный на активацию художественно-творческой активности: героев каких сказок вы бы могли нарисовать?

12 февраля 2018 в 20:53