Кузьмина Ирина Михайловна

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы. Тема: «Путешествие в осенний лес»

  Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы. Тема: «Путешествие в осенний лес» Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи занятия. Образовательная: закрепить представления детей о признаках осени; закрепить названия листьев и деревьев; активизировать словарь по теме «Осень. Деревья»; Развивающая: помочь детям через наглядные пособия, дидактические игры развить память, воображение, мелкую моторику, эстетическое восприятие. Воспитательная: воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему нас миру. Материалы и оборудование: . Осенние листья, иллюстрации деревьев, , дидактическая игра «С какой ветки эти детки», звукозапись П.И.Чайковского «Времена года» – «Октябрь, осенняя песня», колокольчик. Репродукции: А. Леонтьев «Теплая осеннь». • Илюстрации осеннего леса, коробка с еловыми иголочками, яблоко, тарелочка, елка, шишки, белочка, корзинка, кукла, листья, «пенёчки», листы с заданиями, аудиозапись, мультимедия. Ход НОД: Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Я предлагаю нам отправится в путешествие! А вы любите путешествовать ? В. : Ребята, отгадайте, в какое время года мы отправимся? Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года ?» - спросим Нам ответят это …. Д. Это осень Верно мы попали в настоящий осенний волшебный лес. Ребят назовите мне признаки осени. Но в осеннем лесу сыро и холодно и нам нужно правильно дышать, пропускать холодный воздух через нос, чтобы он согрелся. Давайте вспомним, как нужно правильно дышать в холодную погоду «Дыхательную гимнастику». Посмотрите на иллюстрации деревьев и скажите, как они называются? Чем они отличаются? ( дети подходят к деревьям, рассматривают, говорят как они называются. Сравнивают дуб, берёзу и ель). В. Посмотрите, что это под деревом? Д. Мешочек! В. Давайте посмотрим, что находится в мешочке. (Воспитатель находит в мешочке еловые иголки. Дети рассматривают их, нюхают) В. С какого дерева эти иголочки? Д. С ёлочки! В. Значит мы и правда попали в лес! В. Дети, посмотрите под деревом письмо на нем что то написано что там: «Злая колдунья перепутала в лесу все тропинки и дорожки, и в этом лесу потерялась одна девочка! Ребята помогите найти девочку и расколдовать лес» В. Как вы думаете, ребята, что чувствует девочка одна в лесу? Д. Ей страшно, она боится, плачет! В. Что нам делать? Д. Надо ей помочь! В. Мы поможем девочке, но куда же нам идти? Посмотрите, а в коробке ещё что-то лежит..(достаёт яблочко и тарелочку). Ребята что это? (ответы детей). Это волшебные сказочные предметы. Давайте скажем дружно: «Яблочко кружись, кружись, и подсказка появись!» Под ёлочкой дети находят белочку. В. Давайте спросим у Белочки, может она знает, где наша девочка? (дети по очереди обращаются к белочке, воспитатель поощряет вежливые обращения). В. Белочка говорит, что злая колдунья заколдовала девочку превратила её в куклу,а в лесу исчезли все птицы. В этой корзинке лежат задания, и их надо отгадать, тогда мы сможем расколдовать девочку Ребята присаживайтесь на пенечки и послушайте задания.. давайте сейчас вместе расскажем об осени. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте. Осенью солнце светит (как?) … (слабее, меньше, редко). Осенью небо покрыто (чем?) … (серыми тяжёлыми тучами). Осенью часто идут … (дожди). Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут). Осенью листья опадают, начинается … (листопад). Осенью улетают на юг … (перелётные птицы). Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов). Осенью в лесу собирают … (грибы, ягоды). Осенью люди надевают … (тёплую одежду). Осенью в домах топят …(печки). – Ребята, вы хорошо справились с заданием 2. «Чей, чья, чьё, чьи?» Хвост лисы – лисий хвост; лапа медведя – медвежья лапа; глаза лисы – лисьи глаза; хвост мыши-мышиный хвост. . В. Молодцы! А теперь назовите лишнее слово: понедельник, вторник, октябрь, среда. Д. Октябрь – это месяц, а остальные названия дней недели! В. Белка, лиса, гриб, медведь. Д. Гриб! А сейчас давайте поиграем в игру «Скажи, какая?». Я буду говорить вам, что бывает осенью, а вы – какая от этого становится осень. Например, часто идут дожди – значит осень – дождливая; Часто бывает пасмурно – пасмурная, хмурая; Много грибов – грибная; Большой урожай фруктов и овощей – урожайная; Только-только начали кое-где появляться желтые листочки – ранняя; Деревья стоят голые, часто идет дождь со снегом – поздняя. В. Правильно, а теперь давайте встанем и немного разомнемся. Физкульт- минутка Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше-выше. В. Посмотрите на ёлочку и сосчитайте, сколько на ней шишек? Д. На Ёлке 5 шишек! В. За каждой шишкой прячется загадка (воспитатель загадывает загадки) (дети замечают куклу) В. Это наверное наша заколдованная девочка. Давайте вместе закройте глаза и сосчитайте до 7.(выходит девочка) В. А вот и наша Машенька! « Здравствуйте, ребята! Большое спасибо, что нашли меня в этом заколдованном лесу и расколдовали! Я так счастлива, что хочется танцевать!». Ребята посмотрите у нас под ногами листики, возьмите их и вместе с Машей потанцуйте. (дети поднимают с пола листья и танцуют под музыку) В. Маш останься с нами нам надо еще лес расколдовать Ребята посмотрите на обратную сторону листа. Что на них изображено? А какие это птицы? (зимующие ). В. Теперь нам с вами предстоит расколдовать лес . ( дети садятся за столы). Для этого нам нужно сложить из бумаги волшебных птичек. Задание «Сложи птицу» (оригами). Мы их рассаживаем на ветки деревьев и елочку. Теперь наши птички наполнят лес своим гамом лес раскол дуется. Рефлексия. Ребята я вам предлагаю отдохнуть на пенечках и послушать пение зимующих птиц. (фонограмма). А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Посчитаем до 5. Один, два три четыре пять вот мы и детском саду опять. Итог занятия. Где мы свами побывали? Кого встретили в осеннем лесу? Как мы помогли девочке Маше? С помощью чего мы расколдовали осенний лес? Что вам понравилось в путешествии, а что нет?

6 февраля 2018 в 21:07