Кузьмина Ирина Михайловна
Мастер - классМастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» .Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной. Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи, педагогической деятельности, технологических приёмов. Цель моего мастер – класса обучение участников мастер – класса применениютеатрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. 2. Познакомить с видами театра, научить изготавливать театр на дисках 3. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов 4. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми. В результате работы на мастер-классе участники: • Узнают формы организации театрализованной деятельности в ДОУ. • Познакомятся с разными видами театра • Научатся применять полученные знания в практической работе с детьми. Оборудование:разные виды театров, диски, ножницы, клей, прищепки, картинки смешариков, музыка. Основные этапы мастер-класса: 1. Вводная часть. Выступление по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» 2. Основная часть. Изготовление театра на дисках и мини- постановка «Смешарики на дороге». 3. Заключительная часть. Рефлексия. 4. Подведение итогов. Ход мастер – класса Актуальность темы. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Театрализованная деятельность это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. При работе с детьми, я поставила перед собой цель: развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности. Для реализации цели я определила ряд задач: 1. Совершенствовать речь детей: звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь. 2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой, ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения. 3. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение общаться,развивать уверенность в себе. 4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в организациитеатрализованных игр: раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различныетеатрализованные представления: игры в концерт, показ сценок, участие в кукольных постановках. 5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими детьми.). Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю следующие принципы: 1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы. 2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые. 3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр. 4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. 5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. 6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях. В театрализованной деятельности использую такие формы организации - Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей - Театрализованное занятие - Самостоятельная театрально-художественная деятельность - Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях - Посещение детьми театров Приемы развития речи:1. Чтение художественной литературы. 2. Чистоговорки и скороговорки 3. Беседа 4. Упражнения в употреблении речевых штампов 5. Постановка вопроса 6. Дидактический рассказ с инсценировкой 7. Инсценировка диалога в стихах 8. Режиссерские игры Классификация театрализованных игр: Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей ; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет«артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разныесредства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.) Условно развитие речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей. На 1 этапе (младший дошкольный возраст) основными направлениями являются: - обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство», ,«Просьба», «Извинение», «Игра», - развитие ЗКР - обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок. На 2 этапе (в старшем дошкольном возрасте) основными направлениямиявляются: - развитие коммуникативных навыков - совершенствование речевого этикета - освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской. - развитие творчества, импровизации и перевоплощения - совершенствование диалогической речи Уважаемые педагоги, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы приступим к практической части. Основная часть «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…" (Б. М. Теплов) И сегодня я хочу познакомить вас с многообразием видов театра, которые использую в своей работе с детьми. Виды театров театр на дисках вырезной театр театр би-ба-бо -фланелеграф теневой театр пальчиковый театр ложковый театр театр мягкой игрушки театр в книжке Конусный театр театр на кухонных лопатках платковый театр Платковый театр Маски-шапочки Я считаю, что изготовлением самого простого и доступного театра является изготовление театра на дисках. Есть несколько вариантов театра на дисках : Сделать героев в виде аппликации; нарисовать; вырезать готовую картинку из книжки, журнала ; или найти нужного героя в интернете. Я предлагаю сделать всех известных героев из мультфильма «Смешарики». Для этого нам понадобятся диски, клей, ножницы, картинки с героями и прищепки. Все очень просто: вырезаем, наклеиваем и ставим на прищепках. Вот герои и готовы, а теперь представление: Сценарий спектакля по ППД. Цель: пропаганда знаний Правил дорожного движения среди воспитанников детского сада. Оборудование: изображения знака, театр на дисках «Смешарики.» Под фонограмму песни из мультфильма “Пластилиновая ворона” Покажем мы вам сказку. А может и не сказку. А может быть и мультик. Хотите посмотреть? О правилах движения. А может поведения Ребята из дет сада Пришли вам рассказать. Историю про девочек, А может и про мальчиков. Да, нет же про смешариков. Что ж приключилось там? А вы, друзья, послушайте. А лучше посмотрите. А мы сейчас расскажем вам. А может пропоем. Звучит фонограмма из мультфильма “Смешарики”. Ведущий: Жили-были Смешарики. Жили они в своём смешариковом лесу. И вот однажды стало им совсем скучно. Ёж: До чего же скучно, братцы, Каждый день в лесу слоняться. Каждый день одно и то же. Одичаем мы похоже? Нюша: Где то город. суматоха. Копатыч: Ну, а мне и здесь не плохо. Вон, забот невпроворот: Пчёлы, садик, огород. Воздух, птички, лес - чудесно Нюша: Фи! Как всё неинтересно. Скукотища! Муть лесная! Всё я в город уезжаю! Кар Карыч: Это точно! Надо, братцы, Нам из леса выбираться! Не надолго, на чуть-чуть Едем в город отдохнуть. Ёж: Эй, Смешарики, вперёд! Город нас к себе зовёт! Я бегу, встречай, родимый! (Убегает) Кар Карыч: Не спеши. Необходимо Знать основы ПДД. Нюша: Это что за ерунда? Кар Карыч: Масса правил есть друзья: Это можно, то нельзя. Где ходить разрешено, Ну, а где запрещено. Город - это не игрушки. Навострите ваши ушки И послушайте урок! Копатыч: Полно, Карыч, мой дружок! Ты чего пугаешь нас? Не в лесу же мы сейчас! (Копатыч кричит из-за кулис) Ай-я-яй! Какая жуть! Помогите кто-нибудь! Кар Карыч: Эй, Копатыч, я бегу! Чем могу тем помогу (Убегает) Капатыч: Ах, как больно и обидно! Кар Карыч: А ещё должно быть стыдно! Нюша: Мы ж в аварию пополи. Очень-очень пострадали. Копатыч: Ноги. Нюша: Рученьки. Вместе: Болят! Кар Карыч: Ну, кто ж вам виноват? Уж конечно не водители! Вместе: Мы же. Кар Карыч: Вы же нарушители! Нюша: Что мы сделали не так! Кар Карыч.: Вот, друзья, пред нами знак. Этот знак нам говорит: Пешеходам путь закрыт! Вы ж помчались по дороге И … авария в итоге! Пострадали вы и люди. Нюша: Извините! Копатыч: Мы не будем. Нюша: Будем. правила учить, Чтоб в беду не угодить. Ёж: А я слушаться не буду Кара Карыча - зануду. Мне всё это надоело - Поучает то и дело! Я на велике помчуся по дороге настоящей, И расступятся машины, удивляясь: Кто такой! И душа моя запляшет, и забьётся сердце чаще, И колючки засияют вмиг от скорости такой! Нюша: Ёжик, ёжик ты чего? Бараш: Твой поступок сей ужасен И для общества - опасен! Безобразия, друзья! Так себя вести нельзя! Ёж: В этом городе все злючки. Поломали мне колючки. Покатался. Что ж такого? Ну, не знал я. Ну, чес слово. Ну, не буду больше я! Ну, простите же меня! Копатыч: Что ж, Кар Карыч, делать нам? Бараш: Нарушенья тут и там. Нюша: Город - это не для нас. Ёж: Пропадём, неровен час! Кар Карыч: Ну, не так всё безнадёжно. Всё, друзья, исправить можно. Вам поможем, так и быть. Будем правила учить. (песня на мотив «Черный кот») Жил да был светофор на углу, Подчинялись все люди ему. Если красный горит, все стоят,- Это знает любой из ребят. Припев: говорят, не повезет, Кто на красный свет Дорогу перейдет, А у нас наоборот- На зеленый только Сад наш и идёт! 3. Рефлексия. Игра «Настроение» При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию. Поднятая вверх одна рука - занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные вниз руки - ничего не изменилось в моём настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры. До новых встреч! 4. Подведение итогов 2 февраля 2018 в 22:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.